Hosted by uCoz

Схема управления стеклоочистителем автомобиля

Многие автомобили прежних лет выпуска имеют простой регулятор скорости работы стеклоочистителя (два положения — "быстро"/"медленно"). Более удобен в работе предлагаемый блок. Он обеспечивает непрерывную работу стеклоочистителя в течение 1...4с(1...3 цикла работы щеток). Паузу между циклами можно регулировать от 0 до 20 с переменным резистором, устанавливаемым на передней панели. Аналогичный блок описан в [1], но у него есть существенный недостаток — в зависимости от бортового напряжения автомобиля, временные интервалы устройства заметно изменяются. Предлагаемое устройство лишено этого недостатка и содержит меньшее количество деталей. Рассмотрим работу блока (рис.1). Времязадающий узел собран на таймере DA1. Возможности этой ИМС описаны в [2]. Таймер генерирует импульсный сигнал с регулировкой длительности импульса подстроечным резистором R1 (двигатель стеклоочистителей работает) и паузы — переменным резистором R2 (двигатель стеклоочистителей не работает).

При включении блока штатным выключателем на приборной панели автомобиля, через R3, VD1 и R1 начинает заряжаться С2. Сразу после подачи напряжения питания, на выходе таймера DA1 устанавливается высокий уровень напряжения. Транзистор VT1 открывается, и цепь питания двигателя стеклоочистителей замыкается. Внутренняя схема таймера построена так, что после зарядки конденсатора С2 до 2/3 Uп напряжение на выходе таймера уменьшается практически до нуля, и транзистор VT1 закрывается. Двигатель же останавливается после возвращения щеток в исходное состояние.

Вывод 7 таймера — это выход открытого коллектора транзистора. Резистор R3 — нагрузка этого транзистора. Его эмиттер соединен с "землей". Когда таймер переключается, с внутреннего триггера ИМС на базу этого п-p-n транзистора приходит положительный сигнал, и он открывается. В результате в точке А напряжение близко к нулю. Конденсатор С2 начинает разряжаться через R2, VD2 и транзистор микросхемы. Когда напряжение на конденсаторе уменьшается до 1/3 напряжения питания, таймер снова переключается в единичное состояние по выходу (вывод 3), и закрывается внутренний транзистор. Конденсатор С2 снова начинает заряжаться.

Питание таймера и времязадающих цепей стабилизировано микросхемой DA2, чтобы временные параметры блока не зависели от бортового напряжения автомобиля. Конденсаторы С1, С4 обеспечивают нормальную работу этой ИМС, предупреждая ее самовозбуждение. Конденсатор СЗ снижает влияние помех на длительность формируемых импульсов. Диод VD3 необходим для защиты транзистора VT1 от ЭДС самоиндукции обмотки двигателя, возникающей при ее коммутации. Резистор R4 задает базовый ток транзистора VT1 на уровне 50...70 мА. Нагрузочная способность выхода 3 ИМС DA1 — 100 мА, так что при отсутствии составного транзистора VT1 его можно заменить электромагнитным реле. При этом диод VD3 не понадобится.

Детали. Транзистор VT1 может быть с любым буквенным индексом. Диоды VD1, VD2 — любые кремниевые малогабаритные. Диод VD3 можно взять из серий КД213, КД2999, КД2997 с любым буквенным индексом. Конденсатор С2 — желательно, из серий К52, К53. Это долговечные конденсаторы с малыми токами утечки, но так как они обычно имеют малые емкости, конденсатор С2 можно составить из двух, включив их параллельно. Остальные конденсаторы — любые керамические малогабаритные. Постоянные резисторы — типов С2-33, МЛТ; переменный — СПЗ-ЗОа, подстроечный СПЗ-38б или СПЗ-38д.

Конструкция. Блок собран на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. Расположение деталей и чертеж платы показаны на рис.2 и 3. На печатной плате имеются 4 крепежных отверстия и отверстия для фиксации проводов, приходящих к блоку управления. Рекомендуется сделать провода от блока длиной 7 см, зачистить их на длину около 2 см, а потом соединить с автомобильными штатными проводами методом скрутки с последующей изоляцией. Диод VD3 необходимо располагать над транзистором VT1 изолирующей стороной его корпуса к транзистору.

Устройство устанавливают на автомобиле под приборной доской. После этого подстроечным резистором R1 выставляют количество циклов работы щеток от 1 до 3.


Радиолюбительские схемы / Автоэлектроника, автомобильная электроника







Другие страницы сайта


Пишите письма

На главную

Автоэлектроника, автомобильная электроника, полезные конструкции